Познавательная программа "История фото и видео техники"

21 июня главный хранитель музея Александр Синцов провел познавательную программу "История фото и видео техники" для отряда "Пифагоры" научной смены летнего лагеря «Интерактив» Лингва Плюс - «Наука PRO".

Ребята узнали много любопытных фактов об устройстве фотоаппарата, строении и принципе действия, воочию увидели старинный фотоаппарат 1912 года, переносную форматную складную камеру «гармошку» 1946 года на треногом деревянном штативе, «расходные материалы» – стеклянные фотопластины, на которых светочувствительный слой удерживал негатив изображения, фотоаппараты советского периода: Фотокор 1, ФЭД, Москва, Комсомолец, Киев, Ленинград, Кама, Мир, Зоркий, Друг, Чайка, Смена 8М, Зенит Е.

Занятие фотографией – это был непростой, но увлекательный процесс.

Советские фотоаппараты были пленочными. Пленка продавалась в рулонах, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65. На улице брали на 65 единиц светочувствительности, а в помещении на 130. К каждому кадру относились бережно, ведь на плёнке было всего 36 кадров. И то, что ты сфотографировал, увидеть можно было только в после проявки плёнки.

Прежде чем начать съёмку, плёнку надо было достать из упаковки и зарядить: намотать на маленькую бобину, вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в специальную светонепропускаемую кассету, закрыть крышечку. Кассеты надо было покупать отдельно. И еще умудриться проделать все эти манипуляции в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету.

И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.

После того, как плёнка отснята, её надо было проявить. Для чего её наматывали на специальную спираль и помещали внутрь светонепроницаемого бачка(частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо было в полной темноте.

Затем, уже на свету – в бачок надо было залить проявитель. Проявитель готовили заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители покупали готовый проявитель в фотомагазинах. Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Кто-то использовал марлю, а у кого-то были и специальные фильтры. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.

Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр.

После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Далее можно было наблюдать, как проступает силуэт образа, все четче, и становясь все контрастнее и реалистичнее. Потом надо было не «проспать» нужный момент, и, поддев пинцетом, переложить пленку вначале в бачок с водой из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем). Считали время экспозиции – светлый негатив – значит раз, два, если темный то дольше. Найти нужное время, и определить его на глаз это было мастерство!

В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить на глянцевателе (если бумага была Унибром). Главными деталями этой штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.

Еще один простейший способ просушить фотографии - подвесить на прищёпку в ванной. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась. Данный способ касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие из четырёх различных жидкостей. И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки, и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными.


Проявить плёнку – мало. Надо было ещё напечатать с неё фотографии. Для этого фотолюбители оккупировали ванную, выключали там свет, и вот тут начиналось настоящее волшебство…


Процесс печати, в общем, был довольно прост. Подключали к сети фотоувеличитель (тот инструмент, который позволит получить тот размер снимка, который нужен с маленького 35мм негатива). В Советском Союзе было много моделей, как отечественных, так и импортных, но практически все начинали с самого дешевого «Любитель». Стоил он тогда 16 рублей 37 копеек! Фотоувеличитель шел сразу в комплекте с объективом (чем дороже стекло, тем лучше качество снимка), лампой и кадровочной рамкой, которая позволяла откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге.)

При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывали на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.

Фотовспышка была роскошью, да и питалась только от розетки. Некоторое приобретали себе фотоэкспонометр, в ранних моделях фотоаппаратов его не было. Он позволял настроить диафрагму фотоаппарата в зависимости и от освещённости. Был ещё и резак, который помогал более художественно обрезать готовые снимки.


Поначалу снимки были черно-белые, их ретушировали простым карандашом. Затем появились цветные фотографии, их ретушировали при помощи акварели. Благодаря этому люди могли сохранять, например, редкие явления природы, чтобы изучать их. Даже космонавты пользуются фотокамерами для фотографирования природных явлений из космоса!

Первыми воздушными фотографами были птицы. В 1903 году Юлиус Нойброннер соединил камеру и таймер и прикрепил ее к шее голубя. Это изобретение взяли на заметку в немецкой армии и использовали для военной разведки.

А как называлось специальное заведение, в которое нужно было идти, чтобы сделать снимок? Cпециальные фотоателье, куда приходили семьями, нарядные дедушки – бабушки – родители – дети. Всех красиво расставлял фотограф и делал снимок на память. сделать снимок в фотоателье было очень дорогим удовольствием.

В XX веке широко использовалась компа́ктная пленочная ка́мера («мыльница»).

А представление о быстрой печати фотографий переворачивают фотокамеры "Polaroid", где цветная фотография хорошего качества с белой рамкой внизу печаталась мгновенно после полученного снимка одним нажатием.

С 70-х годов XX века началась цифровая эра фотографии. Сейчас у каждого дома есть современный, цифровой фотоаппарат, на обратной стороне у него есть маленький экран, как у телевизора, с его помощью он показывает нам все, что снял и запомнил, снимки хранятся на карте памяти фотоаппарата или в компьютере. Но принцип работы остался тот же: изображение получается при помощи попадания через объектив света.

05:39 21.06.2022 16+
1604

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 990x90px banbottom